Улучшение делового климата для МСП как ответ на текущий кризис и пандемию коронавируса

В. А. Баринова – заведующий лабораторией исследований проблем предпринимательства РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией инновационной экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва). E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С. П. Земцов – ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. геогр. наук (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ю. В. Царева – научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Предпринимательский сектор российской экономики серьезно пострадал в результате текущего кризиса из-за резкого падения спроса и противоэпидемиологических ограничений. Это создает предпосылки к закрытию большого числа предприятий, дальнейшему росту уровня безработицы и снижению средних доходов населения. Одним из механизмов адаптации рынка труда к кризисам в России служит увеличение доли вынужденных предпринимателей и самозанятых. Многие современные компании основаны в период предыдущих кризисов, поэтому кардинальное улучшение условий открытия и ведения бизнеса может стать одной из возможных стратегий борьбы с бедностью и формирования предпосылок для посткризисного восстановления всей экономики.

В статье проанализированы основные характеристики инвестиционного климата в России в сравнении с зарубежными странами, в том числе в отдельных регионах по данным АСИ. Несмотря на существенное продвижение России в рейтинге Doing Business, в регионах сохраняются существенные различия даже по формальным процедурам ведения бизнеса. Предложены инструменты совершенствования делового климата по нескольким направлениям: цифровизация госуслуг, в частности таможенного регулирования, создание единой онлайн-системы поддержки, интерактивного портала контрольно-надзорных требований, увеличение финансирования эффективных институтов развития, внедрение инструментов оценки эффективности поддержки. Это может стать основой более открытой и предсказуемой посткризисной предпринимательской политики в России.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Ключевые слова: посткризисная политика, условия ведения бизнеса, трансформация делового климата, малые и средние предприятия (МСП), инвестиционный климат, коронакризис, регионы России.