Построение индекса предпринимательской уверенности в России на основе анализа тональности новостных текстов в Интернете

Ф. В. Ульянкин – аспирант РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

А. В. Полбин – заведующий лабораторией математического моделирования экономических процессов РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заместитель заведующего международной лабораторией математического моделирования экономических процессов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В работе, на основе новостных текстов, строится индекс предпринимательской уверенности для России. В качестве исходных данных используются новостные статьи, взятые из интернет-ресурсов. Обработка новостных статей производится методами текстового анализа. Сентимент-окрас статей оценивается с помощью словаря, собранного на основе краудсорсинга. Анализ динамики индекса показывает, что экономические агенты негативно оценивают меры поддержки бизнеса, связанные с коронакризисом. После пика в марте 2020 г., связанного с анонсированием первых мер помощи бизнесу, индекс претерпевает самый продолжительный спад за последние три года. Анонсирование новых мер поддержки не возвращает индекс к прежним показателям. 

Ключевые слова: текстовый анализ, анализ тональности, индекс предпринимательской уверенности, машинное обучение.