Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса

С. П. Земцов – ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. геогр. наук (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ю. В. Царева – научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

На фоне коронавирусной пандемии и порожденного ею экономического кризиса в наибольшей мере пострадал сектор малого и среднего бизнеса, ориентированный на предоставление офлайн-услуг. Фактически спрос на услуги индустрий общественного питания, развлечений, туризма, гостеприимства, а также beauty-индустрии и непродовольственного ритейла в условиях карантина упал в разы. При этом необходимость платить заработную плату, налоги, социальные взносы, арендные платежи, кредиты банкам и контрагентам за поставки и иные услуги сохранилась. Все виды бизнесов, которые не успели перейти на предоставление товаров и услуг в онлайн-формате или придерживаются бизнес-моделей, связанных исключительно с предоставлением персональных офлайн-услуг, сейчас подвержены риску банкротства.

Возник и углубляется кассовый разрыв, который может привести к банкротству большого числа субъектов малых и средних предприятий (МСП), не способных быстро и без потери качества работы перейти в онлайн-режим, особенно в городах России. В настоящей статье представлена оценка влияния кризиса на выручку, занятость, кредитование и число фирм сектора МСП.

Ключевые слова: малые и средние предприятия (МСП), пандемия, кризис.