Ценовая дискриминация на двухсторонних рынках: пример такси

Е. А. Пономарева – заведующий лабораторией социально-экономических проблем регулирования Института контрольно-надзорной деятельности, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва). Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Развитие технологий, направленных на сбор и анализ данных пользователей цифровых платформ, приводит к расширению использования алгоритмов установления персонализированных цен на товары и услуги. В настоящей работе на примере сферы услуг такси в Москве показано, что на ценообразование, применяемое цифровой платформой, статистически значимо влияют не только предельные издержки предоставления услуг, но и персональные характеристики потребителей, а также ряд внешних факторов (погодные условия, дорожная обстановка и иные), оказывающих влияние на готовность пользователей платить за услуги.

То есть имеет место дискриминация пользователей такси со стороны онлайн-платформы, которая может приводить к потерям общественного благосостояния, составляющим, по данным за 2019 г., до 2% выпуска сферы такси. На основе полученных результатов и мировой практики автором предложен ряд рекомендаций по смягчению возникающих негативных эффектов.

Ключевые слова: ценовая дискриминация, цифровая экономика, персонализированные цены, онлайн-платформы, двухсторонние рынки.